ОБ УПРАВЛЕНИИ

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Открытый Ростехнадзор

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ИНФОРМАЦИЯ ПО АВАРИЙНОСТИ

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Противодействие коррупции

Государственная символика Российской Федерации

Официальный сайт Президента Российской Федерации

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Территориальное управление

ВОПРОС-ОТВЕТ
 
27.08.2013
В Волжское МТУ по надзору за ЯРБ обратился гражданин из г.Самара со следующими вопросами: Наша организация осуществляет эксплуатацию гамма-дефектоскопов типа Гаммарид-192/120, в том числе ввод их в эксплуатацию и продление срока эксплуатации. В соответствии с требованиями НП-024-2000(п.2.1)при достижении ОИАЭ назначенного срока эксплуатации эксплуатирующая организация должна провести оценку возможности продления эксплуатации ОИАЭ. Как оказалось, данная формулировка допускает различное трактование эксплуатирующими, контролирующими и экспертными организациями, осуществляющими продление назначенных сроков эксплуатации ОИАЭ. Ранее, в 2001-2005гг., например при введении в эксплуатацию гамма-дефектоскопов 1991-1995г. выпуска таких разночтений не возникало. В связи с изложенными выше обстоятельствами и с целью обеспечения единых требований по планированию работ по обеспечению радиационной безопасности, прошу Вас дать разъяснения о порядке определения фактического срока эксплуатации гамма-дефектоскопов и о начальной дате отсчета этого срока (дата выпуска, дата приобретения или дата ввода в эксплуатацию). Засчитывается ли в срок эксплуатации дефектоскопов период их консерваци?

02.09.2013 Управлением дан ответ: 1. О порядке определения фактического срока эксплуатации гамма-дефектоскопов Гаммарид-192/120 и о начальной дате отсчета этого срока (дата выпуска, дата приобретения, или дата ввода в эксплуатацию)?

Пункт 7 табличной части ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники. Термины и определения" определяет начало эксплуатации - моментом ввода изделия в эксплуатацию. Техническое описание и инструкция по эксплуатации гамма-дефектоскопа типа "Гаммарид-192" (1.570.000 ТО) не содержат специальных требований по оформлению ввода гамма-дефектоскопа Гаммарид‑192/120 в эксплуатацию (кроме общего технического требования: перед пуском аппарата в эксплуатацию необходимо проверить его работоспособность, выполнив 3-5 циклов пересылки имитатора источника из радиационной головки по ампулопроводу в коллиматор и обратно). ГОСТ 23764-79 "Гамма-дефектоскопы. Общие технические условия" для ввода в эксплуатацию устанавливает следующую процедуру: перед запуском гамма-дефектоскопа в эксплуатацию необходимо подвергнуть его внешнему осмотру на соответствие требованиям ГОСТ 23764‑79 и проверить его работоспособность путем проведения одного рабочего цикла (выполнить один контрольный снимок). Поскольку п.5.3 НП-038-11 специальных дополнительных требований к документальному оформлению ввода в эксплуатацию мобильных радиационных источников (гамма-дефектоскопов Гаммарид-192/120) не содержит, в данном вопросе необходимо руководствоваться правилами (исходя из требования использования консервативных методов и подходов при оценках безопасности объектов использования атомной энергии для компенсации неопределенности исходной информации – п.2.8 НП-024-2000), содержащимися в ГОСТ 2.601‑2006 "ЕСКД. Эксплуатационные документы". Пункт 3.1.2 раздела Термины и определения ГОСТ 2.601-2006, а также комментарий к данному пункту, определяют, что под эксплуатацией понимается: стадия жизненного цикла изделия с момента принятия его потребителем от предприятия-изготовителя или ремонтного предприятия до отправки в ремонт или списания. Эксплуатация, как правило, является совокупностью этапов ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к использованию, непосредственному использованию изделия по назначению, хранения и транспортирования.

Из выше приведенного следует, что срок начала эксплуатации гамма-дефектоскопа Гаммарид-192/120 следует начинать отсчитывать от даты его получения потребителем. Согласно п.3.1.5 Технического описания и инструкции по эксплуатации гамма-дефектоскопа типа "Гаммарид-192" (1.570.000 ТО) срок службы аппарата 5 лет при условии, что количество наработанных рабочих циклов за этот период не превысит 50 000 циклов.

2. Засчитывается ли в срок эксплуатации дефектоскопов период их консервации?

Консервация выполняется в целях сохранения технического состояния (фактических значений показателей и/или качественных признаков) изделия, достигнутого (имеющегося) в определенный момент времени, на последующий определенный момент времени. Консервация, по своему замыслу, выполняется для целей длительного хранения. Любое хранение, с момента получения гамма-дефектоскопа Гаммарид‑192/120 потребителем, входит в стадию жизненного цикла именуемую "эксплуатация".

 
04.07.2013
В Волжское МТУ по надзору за ЯРБ обратилась жительница г. Ижевск с просьбой дать разъяснения как получить консультацию, связанную с получением лицензии на право изготовления оборудования для ядерных установок, и какие нормативные документы, касающиеся изготовления продукции для АЭС,  должны быть обязательно внедрены на предприятии?
10.07.2013 Управлением дан ответ: Консультации могут быть получены в рабочем порядке в ответственном подразделении Волжского МТУ по надзору за ЯРБ за выдачу лицензий на право изготовления и конструирования оборудования для объектов использования атомной энергии по адресу:  603074, г. Нижний Новгород, Бурнаковский проезд, 15   т/ф(831)275-26-62 начальник отдела Ермилов Александр Владимирович. На предприятии должны быть внедрены документы из перечня П-01-01, раздел ll по тематике работ Вашего предприятия.
25.06.2013
В Волжское МТУ по надзору за ЯРБ поступило обращение от председателя общественного экологического движения «Самозащита», которое было получено на личном приеме и пренаправлено из Прокуратуры Саратовской области. Обращение содержало доводы о нарушении законодательства Саратовским филиалом ФГУП «РосРАО»по организации и хранении радиоактивных отходов и его эксплуатации в Татищевском районе Саратовской области.

01.07.2013 Вопросы выходящие за рамки полномочий Управления были пересланы по компетенции. 10.07.2013 Управлением был дан ответ на вопросы в рамках компетенции. По пункту 1: ПХРО в Татищевском районе 14 лет (с 1994 по 2008) незаконно принимал на хранение/захоронение радиоактивные отходы, так как в 1994 году закончился определенный проектом срок эксплуатации полигона, а решение о продлении этого срока было принято лишь в 2008 году.

Хранилище спецотходов, по типовому проекту ТП-4891, было сооружено и введено в эксплуатацию в Татищевском районе Саратовской области в 1964 году. Проектными материалами, данный объект был определен как хранилище, предназначенное для захоронения радиоактивных отходов. Типовым проектом ТП-4891, срок эксплуатации хранилищ, изначально установлен не был. Т.е., срок его использования по назначению был установлен как неограниченный (до достижения безопасного состояния).

Формирование нормативно правовой базы, определяющей современные требования к обращению с радиоактивными отходами, было начато Госатомнадзором России в 1992 году и продолжается органами исполнительной власти по настоящее время (на основании Федеральных законов от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В процессе изменения ряда нормативно правовых актов Российской Федерации и принятия хозяйствующим субъектом решений, основанных на результатах первичных обследований состояния хранилищ, заключений независимых экспертиз, проведенных с привлечением независимых экспертов, статус хранилищ радиоактивных отходов в Татищевском районе Саратовской области был изменен с "пунктов захоронения радиоактивных отходов" на "пункты хранения радиоактивных отходов". Назначенный срок эксплуатации хранилищ при этом изменен не был.

28 декабря 2000 года постановлением Госатомнадзора России № 16 были утверждены Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии" (НП-024-2000). В перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-024-2000 были включены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2002 № 28.

НП-024-2000 установлено, что для объектов использования атомной энергии, для которых не назначен срок эксплуатации, при достижении 30‑летнего срока эксплуатации необходимо провести оценку возможности продолжения эксплуатации объекта использования атомной энергии. Оценка возможности продолжения эксплуатации объекта использования атомной энергии включает в себя последовательность нескольких процедур, установленных в разделе 2 НП-024-2000. Реализация установленных процедур требует временных затрат. Обращаем Ваше внимание на то, что НП-024-2000 не содержат указания на срок, в течение которого требуемые мероприятия должны быть эксплуатирующей организацией проведены (завершены). Учитывая действующие нормы права о том, что неустранимые сомнения и имеющиеся противоречия в действиях и документах органов исполнительной власти трактуются в пользу хозяйствующих субъектов, утверждение о том, что ПХРО незаконно в данный период времени осуществляло прием на хранение радиоактивных отходов - не соответствует действительности. Разрешительные документы органов исполнительной власти, на осуществляемый вид деятельности, в указанный период, у предприятия имелись.

 

По пункту 2:Решение о продлении срока эксплуатации полигона было принято без согласования с органами власти и местного самоуправления. Общественные слушания по данному вопросу не проводились.

НП-024-2000, устанавливающие процедуры, проведение которых необходимо при продлении срока эксплуатации объектов использования атомной энергии, не содержат требований о согласовании решения о продлении срока эксплуатации объекта использования атомной энергии с органами власти и местного самоуправления, а также проведения общественных слушаний по данному вопросу. Другие нормативно правовые акты, устанавливающие требования к продлению сроков эксплуатации подобных объектов, в Российской Федерации отсутствуют.

 

По пункту 3:ПХРО расположен на водосборной территории подземных водных объектов, которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что прямо запрещено законом "Об охране окружающей среды". Это подтверждается данными СГЭ ФГУГП "Волгагеология".

Обращаем Ваше внимание на то, что объекты Саратовского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" были сооружены и введены в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В настоящее время, пункт 2 статьи 51, названного закона, содержит запрет на сброс радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно имеющейся в Волжском МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора информации, захоронение радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения не производится.

Согласно данным, приведенным филиалом "Гидрогеологическая экспедиция № 30" ФГУГП "Гидроспецгеология" в "Отчете по инженерно-геологическим изысканиям" (составлен в 2010 г. по результатам изучения гидрогеологических условий - глубин залегания подземных вод, их уровней, границ зон аэрации и свободного водообмена, фильтрационных свойств водовмещающих пород и водоупоров, гидравлического уклона и направления движения потока подземных вод и их химического состава на объектах Саратовского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО"): в пределах всей площади (78,5 га) горного отвода объекта водопроявлений нет. Первый от поверхности аптский водоносный горизонт вскрыт контрольной скважиной № 5 на глубине 98,7 м. Воды, межпластовые, напорные, высота напора 8,56 м. Из данного водоносного горизонта производится забор воды для хозяйственно-бытовых нужд Саратовского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО.

Воды, вскрытые контрольными скважинами на глубине 11,3-13,5 м (нижняя часть четвертичных отложений и верхняя часть трещиноватой части альбских глин) и 18‑45 м (альбский водоносный горизонт) имеют линзовый характер. Данные горизонты безнапорные. В Технико-экономическом обосновании строительства здания перегрузки ИИИ и хранилища ТРО на Саратовском спецкомбинате "РАДОН" (здание 2 раздел "Отчет по обоснованию радиационной безопасности хранилища ТРО", 2005 г.), включающем информацию из отчета ФГУП "Саратовская гидрогеологическая экспедиция" (2001 г), отсутствует утверждение о том, что именно данные безнапорные горизонты линзового характера используются для питьевых нужд населением.

Согласно имеющейся информации, по результатам лабораторных исследований фильтрационных свойств грунтов – все глинистые грунты на площадке Саратовского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" практически водонепронецаемы. По расчетам МосНПО "Радон" даже при "бесконечном" просачивании растворов из хранилищ они будут сорбированы 25‑сантиметровым слоем грунта.

 

По пунктам 4-6:Территория полигона подвержена значительному колебанию уровня грунтовых вод, что отражено в актах проверки надзорных органов, зафиксировавших факт затопления хранилищ A, B, D. Размещение полигонов захоронения РАО в таких зонах запрещено ведомственными правилами. И это напрямую относится к Татищевскому полигону (см.ниже).

В 2010 году Татищевский Пункт хранения РАО получил статус Пункта долговременного хранения, а в документах Росатома от 2013 года он уже назван пунктом захоронения радиоактивных отходов. В 2010 году земельный участок, на котором расположен полигон, площадью 78,5 га, был оформлен ФГУП "РосРАО" как участок под "захоронение радиоактивных отходов". Более того, Росатом планирует вывозить на захоронение на Татищевский полигон (ПЗРО) радиоактивные отходы с Балтийской АЭС (с увеличением мощности полигона до 15 000 куб.м – информации 2013 года). Вышеуказанные факты позволяют сделать выводы о том, что РосРАО использует полигон не для хранения, а именно для захоронения РАО, при этом дезинформируя жителей и органы власти.

Решение о выделении земли под захоронение РАО было принято без проведения общественного обсуждения, в нарушении Земельного кодекса и ФЗ‑131.

В связи с тем, что в пунктах 4-6 обращения, присутствует указание на ведомственные документы, Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора Ваше заявление, по указанным позициям, было перенаправлено в Госкорпорацию "Росатом" и юридическому лицу (ФГУП "РосРАО") с указанием необходимости подготовки ответа Вам в установленный законом срок (наш исх. от 01.07.2013 № 01-02/15-2908).

 

По пунктам 7 и 8:В нарушение ФЗ-131, Градостроительного кодекса, Закона "Об охране окружающей среды", Закона "О государственной экологической экспертизе", Приказа Госкомэкологии РФ от 26.05.2000 г. № 272 были построены и введены в эксплуатацию хранилища на 840 куб.м и на 5000 куб.м – без проведения общественных обсуждений/публичных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду данных объектов. Таким образом, в орган, проводящий государственную экологическую экспертизу ФГУП "РосРАО" были предоставлены недостоверные сведения, что подпадает под статью 283.3 УК РФ (Прим.В документах, представленных на госэкспертизу, нами выявлен целый ряд искаженных сведений или не представленных сведений, неверных данных и пр.).

Строительство хранилища на 5000 куб.м велось без лицензии, с неустранимыми нарушениями (при заливке фундамента), в отсутствии надлежащего строительного, ведомственного и государственного контроля (отражено в актах проверки Ростехнадзора). Финансирование строительства объекта, осуществляемого без лицензии, является серьезным финансовым нарушением и подпадает под целый ряд статей УК РФ, а также свидетельствует о возможных коррупционных схемах. Вероятность этого повышается с учетом, что замдиректора Росатома Евстратов, курировавший строительство данного объекта, был уличен в коррупционной сделке.

На ПХРО Саратовского отделения филиала "Приволжский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" в 2011 году было построено и сдано в эксплуатацию хранилище РАО. До настоящего времени это единственное новое построенное хранилище с начала эксплуатации ПХРО. Общий объем секций для размещения контейнеров с РАО 5000 куб.м. Полезный объем предполагаемых к размещению РАО 840 куб.м.

Строительство хранилища началось в конце 2008 года и, в феврале 2009 года, должностными лицами Волжского МТУ за ЯРБ Ростехнадзора было приостановлено из-за отсутствия лицензии у ФГУП "РосРАО" на сооружение данного хранилища на территории Саратовского отделения. Строительство было возобновлено только после получения лицензии в апреле 2010 года.

По имеющимся в Волжском МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора сведениям, общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) перед началом строительства хранилища и здания, с размешенными в нем лабораторными помещениями и камерой перегрузки радиационных источников, проводились в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственная экологическая экспертиза материалов для получения лицензии на сооружение хранилища также была проведена, на что имеется положительное заключение. Указанные материалы находятся у администрации юридического лица (ФГУП "РосРАО").

До окончания строительства должностными лицами Ростехнадзора осуществлялся государственный строительный надзор. При осуществлении надзора проводились проверки, выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, применялись административные санкции в соответствии с КоАП. По окончании строительства, и проведения итоговой проверки в 2011 году, Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора было выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, норм и правил, проектной документации.

 

По пункту 9:В 2000 году на Татищевском полигоне (ПХРО) была утечка радионуклидов Ra-226 из хранилищ траншейного типа, в результате чего содержание Ra-226 в почве и подземных водах было превышено более чем в 10 раз (отражено в ТЭО по строительству здания перегрузки ИИИ и хранилища ТРО, здание 2 раздел "Отчет по обоснованию радиационной безопасности хранилища ТРО", 2005 г.). Эта информация была скрыта от жителей, органов власти и местного самоуправления. Между тем, жители соседних сел используют, в том числе для питья, воду из подземных источников, расположенных под полигоном.

Размещение радиоактивных отходов в хранилищах траншейного типа было произведено в 1967-1968 гг. При размещении радиоактивных отходов, были использованы способы и инженерные барьеры безопасности, известные на момент проведения данных работ.

Касательно полученных результатов измерений: измерения объёмной активности гамма-излучающих радионуклидов в грунтовых водах проводились на сцинтилляционном гамма-спектрометрическом комплексе «Прогресс» № 9580-Б-Г (таблица 6.3 Отчёта о геолого-гидрогеологических условиях территории пункта захоронения радиоактивных отходов СЗСК «Радон» ФГУП «Саратовская ГГЭ» по Договору № 35-ТЦ-01). Минимальная измеряемая активность данного средства измерения по паспорту составляет: 3 Бк по Cs-137, 40 Бк по K-40, 8 Бк по Ra-226, 7 Бк по Th-232 на счетный образец в геометрии Маринелли. Измерения проводились без предварительной пробоподготовки. В данном случае не происходит концентрирования радионуклидов на носителе, и результаты можно оценить только по минимальной измеряемой активности. Уровень вмешательства для питьевой воды по радию-226 составляет 0,49 Бк/л. Десятикратное превышение (для питьевой воды) будет при величине 4,9 Бк/л. Для нужд хозяйственно-бытового водоснабжения уровень содержания радия‑226 не нормируется. Еще раз просим обратить внимание, что минимальная измеряемая активность на сцинтилляционном гамма-спектрометрическом комплексе «Прогресс» по радионуклиду радий-226 составляет 8 Бк, и в каждом случае присутствует погрешность измерений.

Последние годы измерение объёмной активности радионуклидов в воде проводится радиохимическими методами, позволяющими достичь необходимого диапазона измерений, и превышения уровней вмешательства - не зафиксировано.

 

25.06.2013

В Волжское МТУ по надзору за ЯРБ было перенаправлено обращение гражданина из г. Балаково, которое поступило из Прокуратуры Саратовской области. Заявитель поднимал вопрос об экологической безопасности пруда-охладителя Балаковской АЭС.

27.06.2013 Обращение было перенаправлено в Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора, т. к. вопросы относятся к сфере природоохранного законодательства, которые выходят за рамки кометенции Управления.

 

адрес: 413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 57а
тел.: (845-3) 37-46-87, факс: (845-3) 33-75-84
e-mail:
vol-nrs@gosnadzor.ru

© 2009, Волжское межрегиональное территориальное управление
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью